«МИЭЛЬ-Новостройки»: Основные тенденции первичного рынка Москвы в первом полугодии

Специалисты «МИЭЛЬ-Новостройки» отметили основные тенденции на первичном рынке Москвы в «старых» границах, среди которых продолжающийся активный рост объема предложения до рекордных 2,84 млн кв. м и достижение средневзвешенной цены минимального за три года значения в 192,7 тыс. руб. за кв. м. Кроме того, в бизнес-классе продолжает снижаться бюджет покупки, в то время как в массовом сегменте снижение приостановилось.
10.07.2017
«МИЭЛЬ-Новостройки»: Основные тенденции первичного рынка Москвы в первом полугодии

  • Рекордный объем предложения. По итогам первого полугодия объем предложения на первичном рынке Москвы в «старых» границах достиг очередной рекордной отметки в 2,84 млн кв. м. На протяжении всего полугодия показатель планомерно увеличивался, и можно предположить, что к концу года рынок преодолеет отметку в 3 млн кв. м.

  • Высокая девелоперская активность. Рекордный объем предложения связан с высокой девелоперской активностью. С начала года продажи открылись в 31 новом проекте, кроме того, предложение активно пополнялось новыми корпусами в уже действующих. «В первом квартале девелоперы вели в основном сдержанную политику, за это время вышло всего 9 проектов, в то время как во втором квартале – 22 объекта. Это связано с тем, что в начале года была еще не совсем понятна ситуация на рынке ипотечного кредитования в связи с отменой программы господдержки. Но первые месяцы показали, что банки снижают ставки, покупательский спрос стабилен, и девелоперы стали смело выводить новые проекты», – комментирует генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина.

  • Выход точечных проектов. Первое полугодие ознаменовалось активным выходом не только крупных проектов, но и точечного предложения, порой в формате клубных домов – из 31 нового проекта сразу 19 относятся к точечному предложению. В 2016 году подобное предложение было весьма ограничено. Покупателям, уставшим от высокой плотности проживания, этот формат также интересен, но, безусловно, при грамотной ценовой политике. В основном точечное предложение – это проекты компании «Лидер-Инвест», которая активно развивается в данном направлении.

  • Рост предложения в панельных новостройках. С начала текущего года объем предложения в панельных новостройках вырос с 263 до 317 тыс. кв. м. При этом доля панельного жилья осталась практически неизменной – чуть более 11% в общей структуре. Среди новых проектов, которые вышли на рынок, также есть панельные новостройки, например, ЖК «Орехово-Борисово», отдельные корпуса в ЖК «Гринада». «Вполне логично, что застройщики обращают свой взгляд на панельное домостроение, так как для покупателей сейчас одним из главных факторов при принятии решения о покупке становится стадия строительной готовности объекта. Именно панельные новостройки возводятся в максимально короткие сроки. К тому же при осваивании крупных площадок застройщики стараются использовать смешанный тип домостроения, выпуская как панельные, так и монолитные корпуса», – объясняет Наталья Шаталина.

  • Трехлетний минимум по цене. Первые пять месяцев 2017 года ознаменовали собой стабилизацию средневзвешенной цены в диапазоне от 194 до 196 тыс. кв. м. Но в июне уровень средневзвешенной цены опустился до 192,7 тыс. руб. за кв. м, что стало минимальным показателем за последние три года.

  • Рост цены экономкласса на фоне снижения других сегментов. В первом полугодии только в экономклассе средневзвешенная цена показывала рост, в комфорт- и бизнес-классе – снижение. Например, в конце прошлого года средневзвешенная цена в экономклассе составляла 115 тыс. руб. за кв. м, сейчас выросла до 116,2 тыс. руб. за кв. м. Наиболее заметное снижение было зафиксировано в бизнес-классе – с 249,6 до 244,7 тыс. руб. за кв. м.

  • Высокий покупательский спрос. Согласно данным Росреестра, за 5 месяцев текущего года в Москве (включая присоединенные территории) было заключено 19759 договоров долевого участия, а за аналогичный период прошлого года – 11628 ДДУ. Таким образом, рост составил порядка 70%. К тому же мы отмечаем, что в этом году на первичный рынок вернулась сезонность, что свидетельствует о наступлении баланса.

  • Снижение бюджета покупки в бизнес-классе и рост в массовом сегменте. Средний бюджет покупки по рынку сейчас составляет 12,4 млн рублей, что на 2% ниже, чем в конце 2016 года. При этом в массовом сегменте отмечается рост бюджета покупки с 7,9 до 8,1 млн рублей за полгода. А вот в бизнес-классе показатель продолжает снижаться: сейчас средний бюджет покупки 18,5 млн рублей, в то время как в конце 2016 года был 19 млн рублей. «Мы отмечаем, что бизнес-класс продолжает демократизироваться, в том числе за счет снижения площадей предложения. В первом полугодии мы увидели, что минимальный бюджет покупки в данном сегменте уже преодолел порог в 4 млн рублей, снизившись до 3,9 млн рублей», – отмечает Наталья Шаталина.

  • Высокий спрос на ипотечные продукты. Первое полугодие продемонстрировало нам, что отмена льготной ипотеки практически не повлияла на покупательский спрос. Ключевая ставка была снижена уже 3 раза, что позволило банкам в свою очередь пересмотреть ставки по стандартным программам в сторону снижения. Сейчас средний размер ставок составляет 11%, в то время как можно найти предложения от 10-10,5%. По данным «МИЭЛЬ-Новостройки», доля ипотечных сделок составляет 47% в общей структуре, а во втором полугодии можно ожидать еще более высокого показателя. Если в первом квартале доля ипотечных сделок не превышала 42%, то во втором квартале уже не опускалась ниже 53%.

Другие материалы раздела

Первая полоса