- Ремонт
- Дизайн
Услышит даже «камчатка»
В России нашли решение, как сократить гулкость школьных классов более чем в два раза.27.11.2024Специалисты Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) разработали новейшую «Методику акустического проектирования образовательных учреждений объемом менее 300 м³», которая принципиально решает проблему шума в учебных кабинетах: с ее помощью удалось на практике снизить гулкость одного из школьных классов в Казани более чем в 2 раза. Презентация программы расчета акустики состоялась в рамках деловой программы на VIII Международной архитектурно-строительной выставке «BUILD SCHOOL 2024» в Москве.
С проблемой шума сегодня сталкивается большинство школ и высших учебных заведений. Согласно действующим нормативам2, в помещениях классных комнат допустимо наличие постоянного шумового фона интенсивностью до 40 дБА, а максимальный уровень шумов может достигать 55 дБА. Однако данные исследований, опубликованные в «Российском педиатрическом журнале», показывают, что практикующие учителя российских школ оценивают такие уровни шумовой нагрузки как неблагоприятные. Это подтверждают и собственные исследования Рокфон. Так, согласно данным компании, 77 % учащихся и студентов называют шум основной помехой учебному процессу, а 50 % учителей страдают от необратимых повреждений голосовых связок, вызванных необходимостью постоянно говорить громко, перекрывая шум в классе.
Специалисты Рокфон разработали методику, которая представляет собой алгоритм расчета акустики помещения класса любой формы и размера в заданных пределах (объемом до 300 м³). Главными задачами расчетной методики стали: разборчивость речи преподавателя во всех рядах, уменьшение эха и общего уровня шума, а также соблюдение требований по звукоизоляции по СП 51.13330.2011. Летом 2024 года в рамках совместного с правительством Татарстана проекта «Комнаты тишины» Рокфон получил возможность опробовать методику на реальном объекте. Работы проводились в музыкальном классе одной из новых школ Казани, которая готовилась к сдаче в сентябре.
«Был предоставлен музыкальный класс на 24 места, в котором до нас произвели стандартную проектную отделку. Выполнить проект требовалось в сжатые сроки, при этом максимально сохраняя облик помещения в исходном виде. Важно было не «забрать» лишнюю площадь стен – заменить стеновые панели по минимуму, а также максимально не трогать существующую расстановку мебели. Нами были произведены замеры класса, создана компьютерная модель учебной комнаты, сделан расчет допустимых показателей акустики, а затем произведена замена потолка и участков стен помещения с использованием акустических решений «Рокфон Школа». На практике нам удалось еще больше минимизировать вмешательство в дизайн класса, чем это планировалось в расчетах», – рассказал Николай Торшин, менеджер по развитию Рокфон.
В ходе испытаний акустической отделки класса ключевым значением являлось время реверберации, т.е. многократного эха, которое считается отдельной проблемой, делает речь гулкой и неразборчивой, усиливает посторонние шумы, производимые самими учениками, и затрудняет коммуникацию между ними и учителем.
«Замеры в классе со стандартной проектной отделкой продемонстрировали, что максимальный показатель времени реверберации в помещении достигает 1,7 секунды. При том, что требуемый диапазон находится в интервале 0,6-0,8 секунды3. Результат в 1,7 секунды свидетельствует о том, что последние ряды слышат учителя, который стоит у доски, так, будто он говорит из гулкой камеры. Такой камерой и является класс со стандартной отделкой: бетонные стены, твердый пол, потолок с типовыми строительными материалами усиливают плохую акустику, шум здесь очень слабо глушится. После ремонта класса с применением потолочных и стеновых панелей из каменной ваты Рокфон показатель времени реверберации составил 0,75 секунды. Мы сумели сохранить его в требуемом диапазоне, сократив изначальное значение более чем в два раза. Таким образом, даже при частичной замене стеновых панелей помещения, благодаря методике удалось добиться лучших – чем при стандартной отделке – результатов. С учетом проведенных работ разборчивость речи на всей площади слушателей получила качественную оценку “хорошо”», – объясняет Николай Торшин.
По итогам успешно проведенных испытаний «Методика акустического проектирования образовательных учреждений объемом менее 300 м³» и полученные на ее основе акустические решения для новых и существующих классов можно рекомендовать как типовые.
Другие материалы раздела
Первая полосаУслышит даже «камчатка»27.11.2024Топ 5 трендов в освещении 2025 года25.11.2024© 2014-2024 Рем Эстет
Создание сайта - СОКОЛ - Дизайн