ГК «А101» призывает пересмотреть нормы проектирования образовательных учреждений

ГК «А101» предлагает создать рабочую группу при Департаменте образования г. Москвы для разработки комплекса поправок в действующие нормативы проектирования школ. Об этом заявила руководитель группы проектов ГК «А101» Юлия Чернец на круглом столе «Архитектура образовательных пространств», который прошел в Москве в рамках выставки «АРХ Москва 2018».
18.05.2018
ГК «А101» призывает пересмотреть нормы проектирования  образовательных учреждений

По ее словам, в области разработки образовательных программ для школ в последние годы достигнут ощутимый прогресс, но возможный эффект от них нивелируется, потому что нормы проектирования образовательных учреждений не только не отражают современных потребностей школы как института, но зачастую и вступают с ними в конфликт.

Эксперт ГК «А101» напомнила, что в ближайшие 5 лет ГК «А101» построит на территории Новой Москвы 7 школ общей емкостью более 7000 учащихся. Объем инвестиций оценивается на уровне 10 млрд рублей. Концепция образовательной среды, которую разрабатывают специалисты Группы, предусматривает, что здание школы само по себе будет выполнять образовательную функцию за счет определенных технологических, конструктивных и архитектурных решений, а также создания «умных» инженерных систем. Отдельные элементы концепции были применены при строительстве школы №2070 в Коммунарке, которая всего за год работы вошла в первую сотню рейтинга лучших школ Москвы.

«Школы, которые мы сегодня проектируем, будут отвечать всем действующим нормативам. Однако наша нынешняя работа и наш накопленный опыт наглядно свидетельствуют о том, как сильно действующие нормы затрудняют сделать качественный скачок в образовательном процессе. Поэтому в рамках рабочей группы необходимо совместно со специалистами Департамента образования и Департамента строительства Москвы, а также других девелоперов сообща понять, какие изменения надо внести в нормативную документацию», - подчеркнула Юлия Чернец.

По мнению эксперта ГК «А101», основные перемены должны коснуться четкости и однозначности формулировок. Кроме того, нормативная база должна содержать все возможные инженерные решения, а не только запреты: проектировщикам необходимо понимать, какие решения допустимы, а какие нет.

«Нынешние нормы нередко внедрялись по результатам отдельных несчастных случаев, в том числе тех, которые произошли из-за «человеческого фактора». Но вместо того, чтобы отладить систему эксплуатации и усилить воспитательную работу с детьми и персоналом, вводили новые нормативы проектирования. В результате, например, цокольные этажи и подвалы, которые вполне можно использовать для размещения спортивных залов, театральных студий, лабораторий или кладовых, в абсолютном большинстве нынешних школ никак не задействованы в учебных процессах», - рассказала Юлия Чернец.

При этом многие действующие нормы не менялись с середины XX века и не отвечают современным потребностям самих детей. Например, по мнению эксперта ГК «А101», нормы по санитарной гигиене и пищеблоку должны быть более гибкими и учитывать все возможные формы организации питания – от работы на сырье до кейтеринга. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность размещения производственных помещений пищеблока в подвале по аналогии с другими объектами общественного питания. Тогда площади первого этажа могут использоваться более рационально - под помещения с учебной и общественной функцией.

Кроме того, нормы по санитарной гигиене не позволяют организовать в школе места хранения одежды, принимать действенные меры по нераспространению заболеваний, а также обеспечить необходимые условия для подвижности.

«Ряд норм сохранились с 50-х годов прошлого века. Тогда соблюдался принцип групповой изоляции и разделения потоков младших и старших школ. Считалось, что дети должны постоянно находиться в замкнутом обособленном пространстве. При этом давно доказано, что успеваемость и концентрация только повышается, если у детей есть возможность свободно перемещаться по школе, общаться между собой, в том числе с теми, кто сильно старше или младше», - подчеркнула Юлия Чернец.

Отдельная проблема – возможность выйти на улицу на перемене. Свежий воздух благоприятно воздействует на рост и развитие, однако за пределы школьного здания детей обычно не выпускают в течение всего учебного дня.

«Нынешняя школа напоминает какой-то режимный объект, в котором пришкольная территория служит не местом для прогулок, а буферной зоной. Считается, что расстояние в 25 метров от школы до границ улицы – это требование безопасности. Она действительно должна быть, но начинаться с калитки, а за ней ученикам нужна свобода передвижения. Сейчас же большая территория с хорошим потенциалом фактически закрыта для детей», - посетовала Юлия Чернец.

При этом использовать для прогулок эксплуатируемые кровли не позволяют действующие нормы по безопасности, хотя, по мнению Юлии Чернец, для ее обеспечения достаточно разработать грамотное проектное решение.

«Это вопрос квалификации проектировщиков. Мы считаем, что кровлю можно использовать для того, чтобы дети могли гулять, заниматься спортом – то есть выплескивать свою лишнюю энергию. Кроме того, кровлю можно использовать для практических занятий по ботанике – например, организовать школьный огород. Это очень хорошая возможность, и надо учиться ей пользоваться. При этом мы считаем, что вопрос об исключении таких площадей из общей площади здания поможет в развитии этого направления использования пространства», - подчеркнула Юлия Чернец.

Действующие нормативы по пожарной безопасности, по мнению эксперта, сегодня работают скорее против заявленных целей и не позволяют внедрять современные проектные решения, доказавшие свою эффективность в странах с развитой системой образования.

«Зачастую по причине недостаточной конкретизации формулировок эти нормы не позволяют заложить в проект школы современные и эффективные решения – приходится отдельно разрабатывать специальные технические условия, проходить всевозможные советы для их защиты и согласования. Например, ограничения по размерам пожарных отсеков не позволяют использовать в качестве рекреаций зоны атриумов, потому что в случае пожара атриум работает как дымоход. Но современные инженерные системы легко решают эту проблему», - уверена Юлия Чернец.

Не меньшую проблему представляют собой действующие нормы по инсоляции, затрудняющие использование для обучения цифровых технологий.

«Требуется, чтобы помещения, в которых происходит обучение, были хорошо освещены, а окна выходили на юг и юго-восток. При этом современные стандарты обучения предполагают, что школа – это IT-среда, и для корректной работы сенсорных досок, проекторов и другого подобного оборудования требуется затемнение и полумрак. Мы считаем вполне допустимым внести в нормы возможность свободной ориентации помещений школ по сторонам света с обязательным соблюдением коэффициента естественного освещения, а также отменить обязательное требование делать школьные классы прямоугольными, с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением», - сказала Юлия Чернец.

Вместе с тем, она признала, что нормативы – не единственная на сегодня проблема: сегодня в России присутствует объективный дефицит проектировщиков с достаточным релевантным опытом в этой сфере.

«Я уверена, что в России можно делать такие школы, из которых ученикам не захочется уходить. Просто при проектировании необходимо понимать, что объект создается не для взрослых, а для детей. Мы только начинаем двигаться в этом направлении, и при обновленных нормативах появление новой образовательной среды – вопрос сравнительно небольшого количества времени», - резюмировала Юлия Чернец.

Другие материалы раздела

Первая полоса